Первое взятие русскими войсками Берлина в 1760 году
260 лет назад, 9 октября (по новому стилю) 1760 г. русские под командованием генерала Захара Григорьевича Чернышева овладели столицей Прусского королевства Берлином. Рейд на Берлин стал одним из наиболее ярких эпизодов жестокой и кровопролитной Семилетней войны (1756-1763), которую Россия вела в коалиции с Австрией и Францией против Пруссии, находившейся в союзе с Великобританией.
Король Пруссии Фридрих II по праву считается одним из лучших полководцев своего времени. Он неоднократно одерживал верх над противниками, даже когда их армии обладали значительным численным преимуществом. Однако русские войска смогли нанести прусской армии несколько поражений: под Гросс-Егерсдорфом (август 1757 г.), Цорндорфом (август 1758 г.), Кунерсдорфом (август 1759 г.). Последняя битва завершилась практически полным разгромом армии Фридриха II, но прусскому королю удалось избежать плена и вновь собрать силы.
Русское и австрийское командование действовали несогласованно, что и позволило Пруссии избежать окончательного поражения. Позже Фридрих II назвал разногласия в русско-австрийском союзе «чудом Бранденбургского дома».
В августе 1760 г. Фридрих II нанес поражение австрийским войскам в сражении при Лигнице. Однако столица Пруссии оставалась фактически без прикрытия, чем и решили воспользоваться союзники.
В начале октября 1760 г. к Берлину быстро двинулся 20-тысячный русский корпус генерал-поручика З.Г.Чернышева, в авангарде которого находился отряд (около 3 тыс. чел.) под командованием генерал-майора Готлоба Тотлебена, саксонца на русской службе. В направлении прусской столицы наступали также австрийские войска генерала Ф.М. Ласси. В городе находилось всего три батальона пехоты и несколько эскадронов конницы.
3 октября 1760 г. отряд Тотлебена подошел к стенам Берлина. В ночь на 4 октября, после артиллерийской подготовки, он начал штурм столицы Пруссии, но его натиск был отбит. Тотлебен отошел к Кёпенику (город к юго-востоку от Берлина, ныне в его черте) и стал дожидаться подкреплений. Вскоре к Берлину подоспели войска З.Чернышева и австрийский корпус Ласси.
Подошли к Берлину также прусские войска под командованием принца Вюртембкргского, но и после этого русско-австрийские войска имели численное преимущество.
8 октября командование берлинского гарнизона приняло решение отвести свои силы, не вступая в бой. Пруссаки покинули столицу и начали отходить к г. Шпандау. Чернышев выслал для преследования противника конницу, которая смогла настичь и разгромить неприятельский арьергард.
Ранним утром 9 октября в расположение русских войск прибыли прусские парламентеры с сообщением о готовности капитулировать. При этом берлинские власти стремились сдать город именно русским, так как не без оснований опасались, что австрийцы устроят грабежи и погромы, мстя за разорение пруссаками саксонских и австрийских территорий.
Первым город занял отряд Тотлебена, который поставил З.Чернышева перед уже свершившимся фактом. Сам Чернышев в рапорте на имя главнокомандующего русскими войсками генерал-аншефа В.В. Фермора сообщал: «…Отправил подполковника Ржевского с трубачом в город о принятии его, но через полчаса – от графа Тотлебена рапорт, что оный город войску Ея Императорского Величества (императрицы Елизаветы – Авт.) под протекцию подвергается и вороты действительно отворил».
Русские войска вступили в Берлин. Им достались богатые трофеи: много ружей и боеприпасов, артиллерийские орудия. Берлинские власти также согласились выплатить русскому командованию большую контрибуцию: 1,5 миллиона талеров.
Вступившие в Берлин австрийцы, как и опасались берлинцы, начали грабить город. Русские, напротив, вели себя очень корректно и даже стремились защитить жителей. В итоге прусская столица пострадала, но не так сильно, как это могло произойти, окажись она целиком во власти австрийского войска. Не были разрушены даже предприятия, работавшие на обеспечение прусской армии. Многие современники, а за ними и историки, возлагали ответственность за последнее обстоятельство на Тотлебена. При этом они утверждали, что им двигали не соображения гуманности, а корыстное соглашение с богатым берлинским торговцем Гоцковским.
Слух о том, что на помощь Берлину спешит Фридрих II с большими силами, заставил союзников покинуть город. Всего они пробыли в столице Пруссии четыре дня. Русские войска отошли за р. Одер, на соединение с основными силами. Австрийцы отступили к г. Торгау, где 3 ноября 1760 г. Фридрих II нанес им поражение.
Кратковременный захват Берлина имел колоссальный политический резонанс, нанес удар по авторитету Пруссии и ущерб военным ресурсам ее армии. К сожалению, после рейда разгорелся острый конфликт между З.Чернышевым и Г.Тотлебеном, вызванный стремлением последнего преувеличить свои заслуги.
В декабре 1761 г. русские войска под начальством П.А.Румянцева взяли прусскую крепость Кольберг в Померании. Однако смерть русской императрицы Елизаветы I в самом конце того же года полностью изменила военно-политическую ситуацию. Вступивший на престол, император Петр III был ярым поклонником Фридриха II. Он поспешил заключить с Пруссией мир, избавив ее от практически неизбежного поражения.
Вполне закономерно, что Семилетняя война и рейд войск З.Чернышева на прусскую столицу привлекали внимание многих военных историков. Среди наиболее значимых работ стоит отметить фундаментальную, трехтомную, монографию профессора Николаевской академии Д.Ф.Масловского «Русская армия в Семилетнюю войну» (1886-1891).
В фондах Военной исторической библиотеки Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации хранится несколько интересных изданий, посвященных Семилетней войне и затрагивающих рейд на Берлин 1760 г. Среди них монография Н.М. Коробкова «Семилетняя война (действия России в 1756-1762 гг.)», опубликованная Военным издательством Наркомата обороны СССР в 1940 г.
Ее автор, видный историк, археолог и писатель Николай Михайлович Коробков (1894-1947) прошел очень непростой путь. В 1930-е годы он неоднократно подвергался репрессиям, но не оставил научного творчества. Н.Коробковым было создано более 200 работ по истории, археологии, краеведению, написаны романы «Скиф» и «Распад». В годы Великой Отечественной войны Н.М.Коробков опубликовал несколько научно-популярных работ, посвященных победам армии России, ее полководцам: «Кутузов» (1943, 1944, 1945), «Фельдмаршал П.А.Румянцев» (1944), «Вице-адмирал Корнилов» (1944) и др.
Семилетнюю войну Н.М. Коробков рассматривал как важный эпизод многовековой борьбы между Германией и Русским государством за земли Прибалтики. Во введении он упомянул поэтому победы над немецкими рыцарями Александра Невского, Ливонскую войну Ивана Грозного и др. С другой стороны, Коробков подчеркивал, что Семилетняя война была войной коалиционной. «Включившись в систему союзов, - писал он, - Россия должна была столкнуться с Пруссией не только для защиты своих ближайших непосредственных интересов, но и в силу своих обязательств вмешаться в войну союзников против наступающей стороны, а Пруссия во второй четверти XVIII в. вела активную наступательную политику».
Работая над монографией, Н.М.Коробков изучил и проанализировал широкий круг источников. Он подробно описал состояние вооруженных сил России и Пруссии накануне войны, ход военных действий, важнейшие сражения.
Рейду на Берлин посвящена в монографии отдельная глава. Автор отметил, что краткость пребывания русских войск в городе и их уход были обусловлены объективными обстоятельствами. «Экспедиция на Берлин, - писал Коробков, - с самого начала мыслилась лишь как кратковременное предприятие, имевшее главным образом моральный и финансовый смысл. Значение длительной и решающей операции она могла получить лишь в том случае, если бы была поддержана наступлением шведов на Бранденбург с севера… Но шведы бездействовали…».
Н.М.Коробков подчеркивал, что русские солдаты и офицеры в большинстве своем вели себя по отношению к жителям Берлина гораздо более гуманно и корректно, нежели австрийцы. Вместе с тем, он с осуждением отзывался о действиях Г. Тотлебена, отказавшегося от разрушения предприятий, выпускавших военную продукцию. Коробков отмечал: «Даже такие важные объекты, как суконная фабрика, готовившая обмундирование на прусскую армию, и арсенал не были тронуты». Подобное решение командира отряда диктовалось, по мнению историка, именно его корыстью и взятками, полученными от Гоцковского.
Тем не менее, Н. Коробков считал рейд на Берлин успехом русской армии, особенно с политической точки зрения. Еще более высоко оценивал он роль русской армии в войне в целом. В заключении монографии он писал: «Русские солдаты показали Европе образцы доблести и стойкости, и если водруженное ими в Кенигсберге русское знамя, было снято со шпилей столицы Восточной Пруссии по воле Петра III, то для Европы оставалось очевидным, что рост могущества России уже не может быть остановлен. Ее место и роль в кругу европейских держав были закреплены».
В 1946 г. Н.М.Коробков продолжил тему, начатую книгой 1940 г., выпустив монографию «Русский флот в Семилетней войне». Это издание также есть в фондах ВИБ ГШ.
В ВИБ ГШ хранится опубликованная в 1940 г. книга Д. Фибиха «Семилетняя война (1756-1763)». Ее автор – Даниил Николаевич Лучанинов, работавший под псевдонимом «Фибих» (1899-1975), был журналистом и писателем, корреспондентом газеты «Известия», в годы Великой Отечественной войны он работал во фронтовой газете. Среди произведений Д.Фибиха повести «Святыни» и «В снегах Подмосковья», пьесы «Поворот», «Звонкий ключ», «Снега Финляндии», исторический роман «Судьба генерала Джона Турчина» и др.
Книга Д.Фибиха «Семилетняя война» может быть названа документально-художественным произведением. Исторические факты, сведения, почерпнутые из исторических источников, дополняются в ней авторским вымыслом, художественными описаниями событий. Как и Н.М.Коробков, Фибих подчеркивал не только отвагу, но и дисциплинированность русской армии, ее сдержанное поведение в захваченном городе. «Берлинцы, - писал он, - были приятно удивлены. Вместо ожидаемых погромов и насилий они увидели со стороны «русских варваров» исключительную дисциплину».
Д.Фибих резко осуждал действия Тотлебена за то, что военные предприятия в Берлине не были уничтожены. При этом он считал саксонского наемника не просто корыстным авантюристом, но изменником, называл его «прусским шпионом».
Итоги рейда Фибих оценивал положительно, причем его суждения по данному вопросу напоминают выводы Коробкова. В книге говорится: «Русские войска пробыли в Берлине трое суток. Высшее командование вовсе и не собиралось прочно оккупировать прусскую столицу. Набег на Берлин рассматривался главным образом как эффектная демонстрация русской военной мощи. <…> Цель была достигнута, и больше ничего не требовалось». Далее Фибих рассказывал: «Русские увозили богатые военные трофеи. <…> Кроме того, Чернышев вез с собой грамоту, в которой население Берлина благодарило победителей за великодушное и благородное поведение русской армии. Раздираемая многолетней войной Европа была потрясена падением Берлина. Кто мог подумать, что русская армия не только разгромит первоклассные прусские войска, но и овладеет неприятельской столицей?..».
Вполне, естественно, что тема «первого взятия» русскими войсками Берлина приобрела особую популярность в годы Великой Отечественной войны. Д. Фибих уже в 1941 г. опубликовал новую брошюру, озаглавленную «Русские в Берлине. Семилетняя война (1756-1763)». Также в 1941 г. вышли работы И.М.Слизкова «Взятие Берлина русскими войсками в 1760 году» и известного в то время публициста А.Г.Бармина «Как русские разбили Фридриха «Великого» и взяли Берлин». Многие авторы военных лет, обращаясь к теме Семилетней войны, опирались на книгу Н.М.Коробкова. Произведения Коробкова и Фибиха, думается, интересны также для современного читателя. Они содержат много ярких фактов из истории русской армии и, одновременно, являются свидетельством своего, сложного и драматического, времени.