12.02.2012 (00:00)
70 лет назад на вооружение была принята легендарная 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3
12 февраля исполняется 70 лет со дня принятия на вооружение легендарной 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3 образца 1942 г. Этой памятной дате были посвящены торжественные мероприятия, прошедшие в подмосковном поселке Ватутинки, на территории 449 отдельного салютного дивизиона Западного военного округа. В них приняли участие маршал артиллерии Владимир Михалкин, военнослужащие, представители местной исполнительной власти и подрастающего поколения.
К постаменту, на котором установлен образец данной пушки была возложена корзина цветов. Военнослужащие салютного дивизиона произвели несколько батарейных залпов из этих орудий, принимавших участие в боях Великой Отечественной войны и применяемых в настоящее время при проведении праздничных салютов в Москве. Состоялся митинг и прохождение торжественным маршем Почетного караула России.
На постаменте, где размещена пушка ЗИС-3, начертано «Славе — вечность, традициям — жизнь». Выступая на митинге, маршал артиллерии Владимир Михалкин назвал легендарную пушку шедевром отечественной артиллерии и отметил, что ЗИС-3, стоя в одном ряду с танком Т-34 и штурмовиком Ил-2, является оружием и символом Великой Победы. Эти орудия были непосредственно в боевых порядках и сопровождали огнем пехоту на передовой.
76-мм пушка конструктора Василия Гавриловича Грабина стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны и первым в мире, собиравшимся на конвейере. Их было выпущено более 100 тыс. штук. Благодаря выдающимся боевым, эксплуатационным и технологическим качествам пушка являлась одной из лучших в мире на тот период.
По словам В. Михалкина, в 1943 г. данное орудие стало основным в дивизионной пушечной артиллерии, а также в истребительно-противотанковых полках. До конца войны ЗИС-3 прочно удерживала статус основной дивизионной пушки, а с 1944 г. де-факто стала и основной противотанковой. Она полностью отвечала всем требованиям по мобильности, огневой мощи, неприхотливости в повседневной эксплуатации и технологичности производства. Опыт ее применения на поле боя пригодился советским артиллеристам и в послевоенное время, при освоении новых, более мощных орудий.