Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram
Главная < Образование < Новости < Подробнее

24.01.2012 (16:45)

Первый заместитель Министра обороны России Александр Сухоруков встретился с представителями средств массовой информации


Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации Александр Сухоруков встретился с представителями средств массовой информации. Главной темой беседы стало выполнение государственного оборонного заказа на 2011 год.

Александр Сухоруков напомнил, что государственный оборонный заказ для Минобороны России в части вооружения, военной и специальной техники на 2011 год был сформирован на основании Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. Объем бюджетных средств составил 552,3 млрд. рублей.

Учитывая кредиты под государственные гарантии (общий объем 168,9 млрд. рублей) ГОЗ в 2011 году в целом равнялся 721,2 млрд. рублей. В сравнительном отношении этот объем существенно превышает расходы на техническое оснащение Вооруженных Сил в предыдущие годы.

Первый заместитель Министра обороны России отметил, что реализация ГОЗ-2011 в Минобороны России проводилась в новой организационной структуре заказывающих органов. Был осуществлен последовательный переход от системы заказов, построенной по «видовому» принципу, где в рамках одного вида (рода) войск осуществлялись все функции от определения потребности до эксплуатации и утилизации, к системе, в основу которой положен принцип конкретизации сфер ответственности и повышения «прозрачности» при реализации отдельных функций государственного заказчика.

Произошло также упорядочение системы планирования государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа. Здесь главенствующую роль играет Генеральный штаб, который совместно с видами (родами) войск формирует потребности в закупках и перспективные требования к системе вооружения. На этой основе Департамент вооружения осуществляет сводное планирование и формирование проектов ГПВ и ГОЗ.

Из состава видов (родов) войск, главных и центральных управлений исключены заказывающие органы. На их основе сформирован Департамент обеспечения государственного оборонного заказа, на который возлагаются функции контрактной работы и взаимодействия с организациями ОПК.

Для реализации функции проведения торгов (конкурсов) создан Департамент размещения государственного заказа. В 2011 году размещение части заданий ГОЗ было передано в Рособоронпоставку - самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, который может проводить еще более независимую деятельность по данному вопросу.

Учитывая ключевое значение фактора цен, на Департамент Минобороны России по ценообразованию продукции военного назначения возложена выработка единых правил определения цен и контроль за правильностью их расчета заказывающими органами при заключении контрактов.

За нормативное правовое обеспечение деятельности системы заказов урегулирование спорных вопросов призваны отвечать Правовой Департамент и Департамент претензионной и судебно-правовой работы.

Таким образом, подчеркнул Александр Сухоруков, проведенные преобразования позволили сократить численность занятых в указанной сфере деятельности сотрудников более чем на 1,5 тысячи человек и призваны снизить негативное влияние коррупциогенных факторов.

Далее Александр Сухоруков рассказал об особенностях работы по размещению ГОЗ-2011.

Учитывая, что сроки выполнения контрактов на поставку продукции для реализации государственного оборонного заказа определяются технологическим циклом изготовления образцов, по согласованию с Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации была упрощена процедура авансирования исполнителей ГОЗ. Предусмотрено 100-процентное авансирование заданий ГОЗ, определяющих облик Вооруженных Сил. В конце 2011 года эта практика была применена и в отношении других заданий ГОЗ (всего 272 задания).

В настоящее время существенно расширена практика заключения долгосрочных контрактов. Если в 2009 году было 278 долгосрочных контракта на объем 70,4 млрд. рублей, то в ГОЗ-2011 394 контракта на объем 272,3 млрд. рублей. За счет «кредитной» схемы заключены долгосрочные контракты до 2015-2018 годов по наиболее сложным и важным образцам: стратегическим ракетным комплексам, надводным кораблям и подводным лодкам, зенитным ракетным и космическим комплексам. В 2012 году количество долгосрочных контрактов, заключенных в 2011 году и ранее составляет 745 на сумму 391,0 млрд. руб. (53% от объема ГОЗ-2012).

При формировании ГОЗ-2011 Минобороны России радикально сократило количество размещаемых заданий за счет их укрупнения, в первую очередь, в рамках сервисного обслуживания и перехода к комплектным закупкам сложных систем вооружения. Например, в 2007 году Минобороны России было заключено 12,5 тыс. контрактов, в 2011 году — немногим более 3 тыс. В 2012 году заданий ГОЗ еще меньше — 2 тыс.

Расширена практика определения единственных поставщиков через распоряжения Правительства Российской Федерации (по поручению Президента Российской Федерации). В 2011 году выпущено 2 распоряжения Правительства РФ по данному вопросу. На 2012 год получено согласие Президента Российской Федерации по 568 заданиям ГОЗ.

В интересах повышения качества предложений в ГОЗ в Министерстве обороны сформированы Комиссия по бюджетному планированию и Научно-технический совет.

Минимизировано количество разработок техники обеспечения, которая может быть заменена техникой народнохозяйственного (или двойного) назначения. Это касается номенклатуры Тыла ВС РФ, военной медицины, автомобильной техники и инженерных войск.

Если же говорить о конкретных результатах выполнения госзаказа, то Александр Сухоруков привел следующие факты.

В результате реализации заданий госзаказа в 2011 году поставлено в войска:

ракеты стратегического назначения «Тополь-М», «Ярс»;

космические аппараты специального назначения («Персона», 71X6, «Гарпун», «Кобальт»);

самолеты (Су-27СМ, Су-34, Ан-140, Су-35С);

вертолеты (Ми-8 АМТШ, Ми-8МТВ-5, Ка-52, Ми-35М, Ми-28А);

боевой надводный корабль (проект 22380);

автомобили многоцелевого назначения типа «КамАЗ», «Урал» и других образцов вооружения и военной техники.

К сожалению, проведенный анализ состояния выполнения госзаказа показывает, что не исполнены договорные обязательства по 84 государственным контрактам на общую сумму около 42,0 млрд. рублей.

Особое внимание Александр Сухоруков обратил на ключевые проблемы, сдерживающие размещение заданий госзаказа в 2011 году. Одной из самых острых, по его мнению, являлась несовершенная система ценообразования на сложные образцы вооружения. Учитывая масштаб кооперации предприятий, участвующих в создании атомных подводных лодок, ракет, самолетов и других сложных образцов, получить «прозрачность» цен здесь весьма сложно.

Производство этих образцов подразумевает функционирование многоуровневой кооперации. Доля расходов на приобретение покупных комплектующих изделий или на работы (услуги) кооперации у головных исполнителей составляет от 65% до 95% от себестоимости готовой продукции. Определение рентабельности в соответствии с существующими Рекомендациями, разработанными ФСТ России приводит к распределению прибыли непропорционально производственному вкладу участников кооперации и существенному ее завышению.

Это вызывает так называемый «мультипликативный эффект» роста цен на продукцию (работы, услуги) за счет переноса прибыли, приходящейся на покупные комплектующие изделия с её ростом от одного уровня кооперации к другому.

Именно неспособность ряда предприятий ОПК представить расчёты, обосновывающие заявленные ими цены по кооперации, являются главной причиной задержки размещения государственных контрактов.

Минобороны России в своей практике реализации ГОЗ ограничивает рентабельность на покупные комплектующие изделия по кооперации на уровне, не превышающем 1%, с целью сдерживания «мультипликативного эффекта» роста цен на продукцию (работы, услуги). Это исключает «накручивание» прибыли головных исполнителей на затраты сторонних организаций, что позволяет сократить стоимости отдельных образцов на 15-20%.

Например, в ходе проработки стоимости бригадного комплекта ракетного комплекса Сухопутных войск «Искандер-М», первоначально заявленная кооперацией ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» цена 13,1 млрд. рублей была сокращена до 9,9 млрд. рублей (экономия 24,4%).

Во-вторых, остается нерешенным вопрос обеспечения требуемого качества выпускаемой ОПК оборонной продукции.

Так, по Минобороны в 2010 году подготовлено 6 889 документов по рекламационной работе, что на 20 % больше, чем в предыдущем. За 2011 год рекламационных документов подготовлено уже 7 119. Все это свидетельствует о снижении качества выпускаемой продукции. Наблюдая такую тенденцию, оборонное ведомство вышло с предложением о внесении изменений в постановления Правительства, которыми утвержден порядок выдачи лицензий, начиная от разработки и заканчивая утилизацией ВВТ. Введено новое требование: предприятие, претендующее на получение (переоформление) лицензии, должно иметь эффективно действующую систему менеджмента качества. Если такой системы нет и не получен сертификат, то руководитель предприятия должен предоставить в лицензирующий орган заключение внешнего аудита о том, что у него функционирует система контроля качества. Раньше такого не было.
Кроме того, в 2011 году принят ряд кадровых решений к отдельным руководителям ОПК за срыв заданий госзаказа. Это касается руководителей ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Севмашпредприятие», ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей».

В-третьих, в качестве основных проблемных вопросов при формировании и реализации государственных оборонных заказов является фактически неспособность организаций оборонно-промышленного комплекса обеспечить создание принципиально нового ВВТ на имеющейся материально-технической, технологической и производственной базе.

Это вызвано, прежде всего, низким уровнем развития (по отношению к мировому) отечественных технологий микроэлектроники, компьютерных и информационных технологий, значительным отставанием отечественных разработок в области бронематериалов и технологий снижения заметности, оптико-электронных систем и комплексов, а также систем, обеспечивающих применение высокоточного оружия.

Кроме того, сильное влияние на качество выпускаемого предприятиями ОПК вооружения оказывает состояние дел в отечественной электронной промышленности. В настоящее время уровень обеспеченности современной отечественной ЭКБ и комплектующими изделиями составляет порядка 40%, отставание по техническому уровню характеристик от зарубежного уровня составляет более 10 лет, наблюдаются тенденции к технологической и информационной зависимости разработчиков и производителей ВВТ из-за постоянного увеличения закупок ЭКБ иностранного производства. Например, усиленные клистроны, используемые в зенитных ракетных системах типа С-400, не соответствуют допустимым значениям по минимальной наработке.

Александр Сухоруков детально остановился и на особенностях оборонного заказа на новый, 2012 год.

В целом с учетом кредитных средств под государственные гарантии (общий объем 175,95 млрд. рублей) ГОЗ в 2012 году составляет 908,44 млрд. рублей.

При этом из общего числа заданий ГОЗ-2012 ранее заключены 745 долгосрочных переходящих государственных контрактов на сумму 391,0 млрд. рублей (53,4% от объема ГОЗ-2012).

В настоящее время организована работа по заключению дополнительных соглашений в части уточнения условий государственных контрактов в соответствии с параметрами ГОЗ и условиями авансирования. Пролонгировано 197 контрактов на сумму 105,8 млрд. рублей (27% от объема долгосрочных контрактов.

Минобороны России организовано размещение заданий путем проведения торгов и запроса котировок на сумму 184,6 млрд. рублей (25,2% от объема госзаказа).

Из них, в Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) переданы 399 заданий на общую сумму 98,2 млрд. рублей (13,4% от объема госзаказа). При этом по результатам проведенных торгов уже заключено 32 государственных контракта на сумму 3,7 млрд. рублей.

Кроме того, планируется заключить 630 государственных контрактов с единственными поставщиками (исполнителями) на общий объем 156,9 млрд. рублей (21,4% от госзаказа).

Пресс-конференция первого заместителя Министра обороны РФ Александра Сухорукова

Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации
Новости по теме:

Метки:
ТРК Звезда , ВВТ , Перевооружение , Пресс-конференция
1 2 3 4 5
-Не проголосовано-
Оцените информацию на данной странице
Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter Опубликовать ВКонтакте Опубликовать в FaceBook
Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false