18.05.2011 (15:11)
Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Николай Панков принял участие в заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека
Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации Николай Панков принял участие в заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека. Заседание прошло под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина.
Николай Панков выступил с докладом, в котором рассказал о защите прав военнослужащих, а затем ответил на вопросы уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В работе Координационного совета также приняли участие врид начальника Главного управлении по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майор Юрий Дашкин, начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации – начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова генерал-майор медицинской службы Александр Белевитин и представители Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
.
Выступление статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации Николая Панкова
Позвольте выразить признательность организаторам заседания за приглашение к участию в его работе.
Вопросы, которые сегодня выносятся на обсуждение, и для нас имеют первостепенное значение.
В 2010 году завершён первый, наиболее сложный этап модернизации Вооружённых Сил. Создан их новый боевой состав с установленной численностью один миллион военнослужащих, шесть военных округов реорганизованы в четыре. Сегодня это – мощные межвидовые группировки войск на стратегических направлениях.
Одним из важных направлений реформирования Вооружённых Сил является совершенствование системы комплектования войск. Президент Российской Федерации одобрил предложения Министерства обороны по содержанию в Вооружённых Силах 220 тысяч должностей офицеров и 425 тысяч военнослужащих, проходящих службу по контракту. Данные изменения численности рассматриваются как перспективные и связаны с увеличением количества соединений в Cухопутных войсках, созданием войск Воздушно-космической обороны. По мере создания привлекательных условий военной службы планируется увеличивать долю военнослужащих-контрактников.
Для обеспечения полноценной боевой учёбы Министерство обороны освобождает войска от несвойственных им функций. Предприятиям гражданского сектора передаются следующие функции: сервисное обслуживание и ремонт техники, обеспечение личного состава питанием и банно-прачечными услугами, перевозка грузов, эксплуатация коммунальной инфраструктуры. В 2012 году планируем полностью отказаться от привлечения личного состава к выполнению любых хозяйственных работ и иной непрофильной деятельности.
В 2010 году Минобороны уточнена дислокация войск. В целях оптимального размещения военнослужащих предусматривается создать 184 хорошо обустроенных военных городка из более 21 тысячи имеющихся. Комплексное обустройство типовых базовых военных городков включает строительство социальных объектов: комбинаты питания, поликлиники со стационаром, объекты физической культуры и спорта, магазины, центры досуга, интернет-библиотеки, мини-кинозалы, почты, аптеки, отделения банков, а также столовые, чайные, комбинаты бытового обслуживания. Базовые городки будут размещаться вблизи крупных городов. Это откроет доступ военнослужащим и членам их семей к образовательным и культурным центрам.
Особое внимание уделяем отдалённым городкам. В 2010 году мы начали предоставлять в эти городки пакет современных информационно-телекоммуникационных услуг: высокоскоростной интернет, цифровое телевидение и телефонию. Работы были проведены в шести военных городках Южного военного округа и охватили порядка 2 тысяч семей. К концу текущего года такие услуги получат более 28 тысяч семей. Это реальный вклад в создание современных условий жизни.
С 2010 года особое внимание в Вооружённых Силах уделяется физической подготовке. В целях создания условий для занятий спортом ведётся строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Туле, посёлке Калининец Московской области, в Воронеже и Рязани. Такие же комплексы планируется построить в Санкт-Петербурге, Чите, Североморске и Гаджиево Мурманской области. Военнослужащие по призыву обеспечиваются зимней и летней спортивной одеждой. Такого в нашей армии не было никогда.
В 2010 году установлены ежемесячные надбавки за достижение высоких спортивных результатов.
Я бы хотел подчеркнуть, что вся проводимая нами работа должна способствовать приобщению солдат и офицеров к здоровому образу жизни, отказу от употребления алкоголя, курения.
Формирование нового облика Вооружённых Сил предполагает высокий уровень социальной поддержки военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.
Одним из приоритетных направлений является решение жилищной проблемы. Президент Российской Федерации поручил в 2009–2010 годах обеспечить жильём 90 700 военнослужащих, тех, кто встал на очередь на получение квартиры до 1 января 2006 года. Свои обязательства мы выполнили. Было приобретено из всех источников 98,5 тысяч квартир.
Вместе с тем, в настоящее время есть проблемы с их заселением. Мы знаем об этих проблемах и настойчиво решаем их.
В Вооружённых Силах действует система денежного поощрения военнослужащих за образцовое выполнение служебных обязанностей – здесь работает так называемый 400-й Приказ.
В соответствии с поручением Президента реформируется денежное довольствие военнослужащих. С 1 января 2012 года офицеры будут получать от 50 тысяч рублей и выше в зависимости от занимаемой должности, воинского звания и особых условий службы.
Реформа денежного довольствия предусматривает совершенствование пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
Планируемые изменения позволят, начиная с 2012 года, повысить размеры военных пенсий в среднем до 60 процентов.
Важным элементом является медицинское и санаторно-курортное обеспечение контингентов Минобороны России в условиях сокращения военно-медицинских учреждений.
Медицинская служба Вооруженных Сил реформируется по принципу: сохранение военно-медицинских учреждений преимущественно в тех населенных пунктах, где дислоцируются соединения и крупные воинские части.
Кроме того, планируется их укрупнение за счет объединения гарнизонных поликлиник и военных госпиталей.
Следует отметить, что сокращение военно-лечебных учреждений не предполагает изменения условий и порядка оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения для граждан, имеющих законодательное право на бесплатное их получение.
В связи с проведенными организационными мероприятиями возможности военно-лечебных и санаторно-курортных учреждений по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению и предоставляемому организованному отдыху контингентам Минобороны России не изменились.
Сокращение числа и коечного фонда военных госпиталей не повлияло на доступность и качество предоставляемой медицинской помощи. В основном были сокращены незагруженные и неэффективно используемые госпитальные койки, количество и коечная емкость военных санаториев и домов отдыха вообще не изменились.
В тех населенных пунктах, где были расформированы военно-лечебные учреждения, контингенты Минобороны медицинскую помощь получают в лечебных учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также в ближайших военно-лечебных учреждениях по территориальному принципу.
Расходы гражданским лечебным учреждениям за оказанную медицинскую помощь возмещаются Минобороны России на основе заключенных договоров.
Кроме того, пенсионеры Минобороны России, члены их семей и семей военнослужащих, а также лица гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с законодательством подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами и имеют равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в гражданских лечебных учреждениях. В субъектах Российской Федерации объемы денежных средств для оказания медицинской помощи гражданам, проживающим на их территории, планируются, что важно, с учетом и контингентов Минобороны.
Одним из важнейших направлений нашей работы является улучшение условий военной службы призывников. Эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с общественными организациями. В войсках введён новый распорядок дня, в котором установлен часовой отдых в послеобеденное время, предоставляются дополнительные выходные дни. В большинстве воинских частей установлены телефоны доверия. Серьёзное внимание уделяется улучшению рациона и качества питания, форме одежды военнослужащих, бытовым условиям.
В условиях преобразования Вооружённых Сил придаём особое значение укреплению дисциплины и борьбе с правонарушениями. Принятыми мерами в 2010 году удалось снизить общее количество происшествий и преступлений почти на 20 процентов по сравнению с 2009 годом. Кроме того, уменьшились хищения боеприпасов и взрывчатых веществ на 50 процентов, снизилось число уклонений от военной службы на 49 процентов, сократилось количество противоправных действий военнослужащих в отношении гражданских лиц на 32 процента.
В прошлом и начале текущего годов наблюдался рост преступлений в сфере межличностных отношений военнослужащих. Такое развитие ситуации нами прогнозировалось в связи с сокращением числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и значительным увеличением призывного контингента. Министерством обороны был принят ряд упреждающих мер, направленных на недопущение развития таких негативных тенденций, в войсках наметилась некоторая тенденция снижения насильственной преступности. По данным Главной военной прокуратуры по итогам 4 месяцев 2011 г. количество зарегистрированных преступлений на почве неуставных отношений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось (на 0,8 процента).
Несмотря на принимаемые меры, в войсках имеют место правонарушения, связанные с коррупцией, наркотиками и межнациональными отношениями. В целях решения проблемы повышена персональная ответственность командиров и начальников за обеспечение воинской дисциплины. Наделены дополнительными полномочиями Главное организационное инспекторское управление, Инспекция по личному составу и Финансовая инспекция. Создана система мер противодействия коррупции, сформирована нормативная правовая база, образован Совет при Министре обороны по противодействию коррупции. Ведётся работа по совершенствованию законодательства по вопросам прохождения военной службы, которое направлено на повышение мотивации военнослужащих к добросовестному выполнению своих обязанностей, соблюдение принципов равенства при прохождении военной службы, обеспечение социальных гарантий военнослужащим. Продолжается работа над проектом федерального закона о военной службе в Российской Федерации.
Минобороны принимает меры по решению и других проблемных вопросов военно-социальной сферы.
В 2011 году мы планируем продолжить строительство военных городков в новой системе базирования войск, создавать фонд служебного жилья, усовершенствовать систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Уважаемые товарищи!
Завершая выступление, отмечу, что мы осознаём объем и напряженность проводимой и предстоящей работы. При этом мы твердо уверены в правильности выбранных направлений.
Готовы к сотрудничеству с уполномоченными по правам человека в регионах.
Надеемся на конструктивные предложения и совместное решение возникающих проблемных вопросов.